Питание больных в довоенные годы обходилось «из расчета 4 рубля 65 копеек, отпускаемых по бюджету на 1 больного, что было достаточным, т. к. основные продукты - мясо, овощи и молоко получали из подсобного хозяйства». При этом отмечалось, что «в отношении других продуктов (сахар, хлеб, крупы, жиры и др.) дело обстояло плохо, часто были перебои в снабжении хлебом». Критиковали больницу за отсутствие диетического питания, что объяснялось «отсутствием диетсестры и квалифицированного повара».
На территории больницы, кроме лечебных корпусов и хозпостроек (гараж, столярная мастерская, ледник, база для скота и несколько холодных амбаров), имелись жилые дома, где проживал главный врач, 3 врача и конюх. В середине территории был разбит сквер с цветником для отдыха больных. Посреди сквера возвышалась статуя Ленина. Аптека располагалась в одном из хозяйственных зданий и целиком обслуживала больницу. Прачечная тогда помещалась в кирпичном здании, построенном вместе с больницей (рассчитанная на обслуживание 25 коек). В ней было установлено механическое оборудование.
Кухня находилась «в саманном, разваливающемся здании и не отвечала требованиям лечебного учреждения». Тогда же было начато строительство новой кухни, выстроена кладовая под продукты с благоустроенным овощехранилищем, в этой же постройке было отведено место под канцелярию. Электростанция обеспечивала энергией рентгенкабинет и физиокабинет, давала свет во все корпуса и обеспечивала подачу воды в больничный водопровод из бурового колодца. Больница имела подсобное хозяйство, находившееся в 20 км от города, которое «располагало 1400 га земли, хозяйственными постройками, сельскохозяйственными машинами и прочим инвентарем, поголовьем скота (лошадей 37, крупного рогатого скота 91, мелкого рогатого скота 137, свиней 103). Имели поливной огород в 12 га».
12 марта 1941 г. был поставлен вопрос «О борьбе с эпидемическими заболеваниями и детской смертностью». Горком партии указывал, что «горздравотдел совершенно недостаточно проводит профилактическую и санитарно-просветительскую работу среди населения (прививки, патронажи др.), в результате чего имеется большой процент инфекционных заболеваний, в том числе брюшным и сыпным тифом, корью, желудочно-кишечным заболеванием, скарлатиной, гриппом». Кроме того, «госпитализация инфекционных больных проводится недостаточно, эпидемические обследования и обработка очагов инфекций запаздывает, а иногда и совершенно не проводится». Партийный орган не жалел красок: «Имеет место нетерпимое антисанитарное состояние в лечебно-профилактических учреждениях (детская больница, инфекционное отделение и др.), санитарное состояние города неудовлетворительное, очистка мусора, вывозка нечистот производится несвоевременно». В связи с этим на бюро ГК КП(б)К приняли постановление: «Принять решительные меры, чтобы максимально сократить детские инфекционные заболевания и смертность». В завершение последовал оргвывод - «Зав. горздравотделом т. Баландина, как не обеспечившего руководство, с работы снять». В наше время трудно судить о справедливости решения кадровых вопросов, но в предвоенный период именно так и было, рубили сплеча, несмотря на все заслуги.
5 июля 1940 года в помещении общежития фельдшерской школы по ул. Советской - Пушкина (Байтурсынова- Пушкина) открылось корьевое отделение на 30 коек. Главный врач областной больницы им. Ленина Мокроусов временно выделил одну лошадь для обслуживания этого отделения. С первых дней войны в 1941 году в тыл страны, в том числе и в Кустанайскую область, шли эшелоны с эвакуированными предприятиями, людскими ресурсами из прифронтовых областей. Кроме того, начальный период войны сопровождался огромным количеством раненых, которых необходимо было размещать также в тылу. На территории нашей области были сформированы эвакогоспитали, находившиеся в ведении областного отдела здравоохранения, подчинявшегося управлению эвакогоспиталей Наркомата здравоохранения Каз. ССР. Кустанайский облисполком организовал в составе облздравотдела отдел эвакогоспиталей со штатом из 3 человек: нач. отдела эвакогоспиталей, хирурга, секретаря-статистика. А госпитали развернули свою деятельность и принимали раненых. Госпиталь № 3597 на 700 коек был сформирован 15 июля 1941 года в Кустанае как эвакогоспиталь и находился в ведении Народного Комиссариата здравоохранения. Дислоцировался в зданиях роддома, пединститута и в больнице им. Ленина по ул. 1 мая, 111.
Его первым начальником был назначен Мокроусов Михаил Федорович (с 28. 07. 41 г. по 10.11.42г.) Добросовестно трудились в госпитале врач Ландау, капитан медслужбы Полуместная А. Е., лейтенанты медслужбы Солодова З. И., Садчикова А. С., фельдшер Уколов П. Я., медсестры Гноева И., Баишева М., Лебедева Г., Садчикова О., Ефимова М., Степанова М., Задорожная В., Тимаева Р. , хирургическая сестра Репина М. 15.02. 1942 года эвакогоспиталь был расформирован, перешел в ведение Народного Комиссариата обороны и передислоцирован на запад. Помещения, занимаемые военным госпиталем (роддом, пединститут) были переданы заводу 507-а. Здание больницы им. Ленина переоборудовано для обслуживания гражданского населения. Санитарно- техническое, хозяйственное оборудование вывезено госпиталем при передислокации. С 11. 04. 1942 г. по 9. 05. 1945 г. госпиталь № 3597 входил в состав действующей армии. Последним пунктом дислокации госпиталя стал г. Арневальде (Восточная Пруссия), где находился до 7 февраля 1946 года вплоть до расформирования. Сотни медработников, защищавших Родину в мундире и в белом халате одновременно, отмечены правительственными наградами. Среди них кустанайцы: доктор Барановский награжден орденом Красной Звезды, доктор Мокроусов М. Ф. - орденом « Знак Почета». С 1946 года на базе областной больницы начали проходить специализацию врачи и средние медработники райбольниц. В 1949 году больница им. В.И.Ленина была объединена с областной поликлиникой.
К 1953 году больница доведена до 200 коек за счет уплотнения и занятия подсобных помещений, в связи с чем ухудшились санитарные нормы – в среднем на одну койку вместо положенных 6,5 кв.м. приходилось от 2,3 до 3,3 кв.м. Часто больных госпитализировали в коридорах, а в гинекологическом отделении приходилось госпитализировать по два человека на одну койку. В отделениях не было места для столовых, комнат отдыха, физиокабинетов. Санитарные блоки были примитивные и не отвечали своему назначению. В некоторых отделениях уборные находились вне отделений. Не было биохимической лаборатории. Плохо обстояло дело со снабжением продуктами, медикаментами, твердым и мягким инвентарем, инструментарием, не хватало стерилизаторов, тонометров, иголок к шприцам и т.д. В 1955 году областная больница было доведена до 225 коек, что еще больше ухудшило санитарные нормы. Гинекологическое отделение размещалось в нижнем этаже двухэтажного корпуса и состояло из 5 комнат, из которых 3 были отведены под палаты, одна под ординаторскую, она же служила комнатой отдыха для дежурных врачей и 5-я под малую операционную и манипуляционную. Штатных коек – 30, но площадь не давала возможности разместить такое количество больных.
Второй этаж двухэтажного кирпичного корпуса занимало 2-е хирургическое отделение, куда госпитализировались главным образом гнойные, ЛОР и челюстно-лицевые больные. Полезная площадь 3,3 кв.м на койку. Приемное отделение и санпропускники имели общий вход с гинекологическим и 2-ым хирургическим отделениями. Терапевтическое отделение размещалось в приспособленном помещении, было капитально отремонтировано, но теснота оставалась. В отделении не было изоляторов для «сомнительных» больных, условий для ходячих больных. Уборные холодные. В отделении имелись ЭКГ кабинет, физиотерапевтический кабинет и клиническая лаборатория. Госпитализировались терапевтические и неврологические больные (им было выделено 15 коек). Инфекционное отделение, развернутое на 30 коек, размещалось в приспособленном здании, отсутствовали боксы и изоляторы, палаты, выходящие в общий коридор, вход и санпропускник один, но благодаря четкости в работе персонала, внутрибольничной инфекции не было. Бруцеллезное отделение на 25 коек размещалось в неприспособленном ветхом здании из 3 палат, из них 2 – проходные, коридора не было.
В 1956 году началось строительство лечебного корпуса на 150 коек, был сделан большой ремонт в поликлинике, капитально переоборудован пищеблок больницы, начала работать специально приобретенная к прачечной паровая сушилка, но стирка белья по-прежнему производилась вручную. В поликлинике выстраивалась большая очередь. Больные, чтобы попасть на прием к врачу, вынуждены были занимать очередь в 5-6 часов утра. Очень часто были случаи отказов на прием к врачам: ЛОР, урологу, невропатологу и др. Испытывался острый недостаток во врачебных кадрах, большая текучесть их объяснялась прежде всего отсутствием квартир. В 1956 году из 40 участковых врачей-терапевтов по больнице им. В.И.Ленина имелось только 13, остальные врачебные должности были заменены фельдшерами. В 1958 году на 91 врачебную должность имелись 60 физических лиц врачей, средним медицинским персоналом больница была укомплектована полностью, а младшим – на 50%. Очередь на рентгеноскопию была на 1,5-2 месяца вперед. Причиной этому было недостаточное количество рентген-аппаратов и рентгенологов. В 1959 году в связи с вводом городской больницы произошла реорганизация больницы им. В.И.Ленина. Из ее состава были выведены поликлиника, терапевтическое и инфекционное отделения, станция «Скорой помощи», ликвидировано бруцеллезное отделение, но открыто ЛОР отделение.30 декабря 1961 года принято в эксплуатацию здание главного корпуса областной больницы на 110 мест. 10 января 1967 года утвержден акт ввода в эксплуатацию пищеблока областной больницы им. Ленина. 31 августа 1967 года горисполком утвердил акт госкомиссии по вводу в эксплуатацию комплекса обл. больницы им. Ленина по ул. Площадь революции (Победы): инфекционного корпуса, патологоанатомического корпуса, проходной, пожарного резервуара, трансформаторной подстанции, санблока. 31 декабря 1975 года госкомиссия приняла законченный строительством терапевтический корпус областной больницы на 200 коек по ул. Пл. революции. 7 декабря 1983 года начато строительство хирургического корпуса областной больницы. 31 марта 1988 года принят в эксплуатацию терапевтический корпус областной больницы на 120 коек. 1 октября 1990 года принята в эксплуатацию пристройка к патологоанатомическому корпусу на территории областной больницы площадью 268 кв. м. 1992 году открыта консультация «Брак и семья». К 1993 году областная больница располагала 17 коечными и 20 некоечными отделениями мощностью 840 коек.